ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ НЕВНЯТНО ГОВОРИТ? В ЧЁМ ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ?
На наши вопросы ответила специалист детской поликлиники №17 г. Минска, учитель-логопед высшей категории Лариса ГОРБУНОВА.
Проблемы с речью ребенок может заработать еще в животе у мамы
- Лариса Михайловна, детей с дефектами речи сейчас много?
- Увы, да. С каждым годом работы у нас прибавляется. Детей с дефектами речи стало больше, и они стали сложнее, чем те, которые были даже десять лет назад. Самый легкий дефект - дислалия. Как он проявляется? Ребенок искажает звуки, заменяет их или опускает. Например, «каова» вместо «корова», «лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо «лампа». Но сейчас детей, у которых такой простой дефект речи, практически нет. На первое место выходят дефекты речи, обусловленные органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Например, минимальные дизартрические расстройства. У ребенка затруднены движения артикуляционного аппарата (язык, губы, нижняя челюсть). Ребенок высовывает язык между зубами при произнесении шипящих и свистящих звуков. Свистящие звуки заменяет звуком «ф»: «фамолет», «мафына», «фобака». Звук «р» гортанный.
- А в чем причина проблем с речью?
- Причины могут возникнуть внутриутробно: асфиксия, гипоксия, инфекционные заболевания матери и т.д. Могут возникнуть в момент родов: родовая травма. А могут возникнуть и сразу после рождения: нарушения кровообращения, опухоли головного мозга, инфекционные заболевания и т.д.
- А может быть это связано, например, с привычкой ребенка сосать палец?
- Да, конечно. Это может быть вызвано и тем, что ребенок очень долго сосет пустышку. У ребенка может сформироваться неправильный прикус, и в итоге мы можем получить язык между зубами.
- А по наследству нарушения речи передаются?
- Скорее, по подражанию. Если у мамы «р» горловое, ребенок может начать говорить так. У меня был ребенок, который стал неправильно произносить звуки, подражая няне.
- То есть мультфильмы, в которых герои картавят и шепелявят, детям лучше не смотреть?
- Абсолютно верно. Вспомните наши старые советские мультики. Их герои говорили детскими голосками, но говорили правильно. Современные мультяшные герои через одного картавые-шепелявые.
Дефекты речи не ветрянка - сами не пройдут
- Лариса Михайловна, в каком возрасте следует обращаться к логопеду?
- В нашей поликлинике профилактические осмотры детей мы начинаем с одного года. А детей группы риска начинаем осматривать с одного месяца по направлению невропатолога или участкового педиатра. Если родители вовремя обращаются к логопеду, то дефекты речи у ребенка быстро и безвозвратно уходит. У взрослых, кстати, тоже может быть прогноз хороший. У меня был мальчик, у которого был горловой звук «р». Но он категорически отказывался заниматься. А в 19 лет поступил на юрфак и пришел: «Исправьте мне «р», мне для работы надо уметь красиво говорить». И достаточно быстро - всего за три месяца - мы поставили ему правильный звук.
- Услышать дефекты речи у своего ребенка родители могут сами?
- Как показывает практика, далеко не все родители понимают, что это дефект речи. Им кажется, ребенок еще маленький и он так мило лепечет. Начинаешь объяснять, что это надо исправлять, а они - «само пройдет». И упускают время. Когда дело подходит к школе, мама приходит и говорит: «Нам только справочку, у нас все хорошо. Подумаешь, дочка говорит «шушки» вместо «сушки», это она ошиблась. И ей тяжело еще говорить такие фразы, как «Саша сушит белье». А это нарушение фонематического слуха, т.е. звукового восприятия речи. Значит, как ребенок говорит, так он и будет писать в школе: «шушки». А мы удивляемся, почему такая безграмотность. 80% детей пишут с ошибками, потому что неправильно говорят. Точно могу сказать, что 10% старшеклассников имеют дефекты речи. Но приходят их исправлять только 0,1%.
- Вот это и удивляет - почему школьники имеют дефекты речи, если в детских поликлиниках осмотр у логопеда - обязательное упражнение?
- Да, обязательное, но мы оставляем за родителями право решать, будут они заниматься с ребенком или нет. Логопед в поликлинике в одиночку не справится, особенно при таком потоке детей, который есть сейчас. Родители часто считают, что один раз пришли к логопеду, тот палочкой раз махнул - и все исправил. А это большой труд и работа. Мы только консультируем, что и как надо делать. А основная работа ложится на родителей.
КСТАТИ
Не каждая ошибка в речи - дефект. Так, дефектами речи не являются:
- иностранный акцент;
- диалектное произношение («оканье», «геканье» и проч.);
- возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие).
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Когда идти за помощью к логопеду?
Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду.
В 3 месяца ваш ребенок:
· Вздрагивает при внезапном звуке?
· Умеет издавать звуки?
· Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?
· Улыбается вам в ответ?
· Узнает голос матери?
В 6 месяцев ваш ребенок:
· Поворачивается на звук?
· Издает несколько разнообразных звуков?
· Подражает и повторяет свои собственные звуки?
· Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?
· Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?
В 9 месяцев ваш ребенок:
· Тянется, чтобы его взяли на руки?
· Откликается на свое имя?
· Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага)
· Мелодично гулит («напевает»), когда играет один?
· Поворачивается на голос (услышанный разговор)?
· Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре?
· Понимает, когда ему говорят «нет»?
В 1 год ваш ребенок:
· Показывает пальцем на предметы вокруг?
· Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими?
· Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков?
· Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли?
· Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно?
· Понимает простые фразы?
В 1,3 года ваш ребенок:
· Обычно смотрит на вас во время общения?
· Повторяет услышанные слова?
· Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим?
· Произносит одно-два слова?
· Понимает простые вопросы и просьбы?
(«А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?»)
В 1,6 года ваш ребенок:
· Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит?
· Говорит «нет»?
· Произносит десять и более слов?
· Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)?
· Иногда отвечает на вопрос «Что это?»?
· В играх с партнером меняет манеру поведения?
· Использует игрушки в ролевых играх?
В 2 года ваш ребенок:
· Умеет показывать части тела?
· Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)?
· Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.)
· Задает такие вопросы, как «Что это?»
· С удовольствием выслушивает небольшие рассказы?
В 3 года ваш ребенок:
· Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку)
· Участвует в коротких разговорах?
· Пользуется в общении предложениями из трех и более слов?
· Рассказывает о том, что случилось в прошлом?
· Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»?
· Другие люди - не члены вашей семьи - понимают хотя бы половину из сказанного им?
В 4 года ваш ребенок:
· Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения?
· Рассказывает истории, которые легко понять?
· Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
· Задает множество вопросов?
· Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»?
· Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы?
· При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации?
· Другие люди - не члены вашей семьи - понимают три четверти сказанного им?
В 5 лет ваш ребенок:
· Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?
· Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?
· Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?
· Участвует в длительных и подробных беседах?
· Другие люди - не члены вашей семьи - понимают почти все сказанное им?